МОСКОВСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ИНСТИТУТ
Развивающееся социалистическое строительство предъявляет к библиотечному делу исключительно большие и ответственные требования, осуществление которых то многом упирается в проблему библиотечных кадров. Библиотечные отделения коммунистических и педагогических вузов не обеспечивали библиотечные кадры нужной в настоящее время специальной квалификаций, что вызывало определенную необходимость в создании самостоятельного библиотечного вуза.
Постановлением СНК РСФСР от 10 июля 1930 г. Московской библиотечный институт был включен в сеть учреждений, состоящих в ведении Наркомпроса РСФСР.
Не без труда было достигнуто разрешение самостоятельного библиотечного вуза и не без труда было достигнуто разрешение самостоятельного библиотечного вуза и не без труда прошел организационный период вуза. После того как в Совнаркоме было отказано в создании самостоятельного вуза и было предложено организовать при Педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде библиотечное отделение, постановление от 10 июля об организации самостоятельного вуза в Москве на производственной базе Всесоюзной библиотеке им. Ленина было неожиданным. Никакой подготовительной работы не было проделано, и только после назначения в августе директора МБИ было приступлено к организации приема студентов и к подготовительным работам для открытия вуза 1 октября 1930 г.
Втечение двух месяцев пришлось провести всю работу по приему студентов, разработке учебного плана, по подысканию преподавателей, подготовке программ, заданий и т. д.
Пришлось преодолеть огромные трудности организационно-хозяйственного характера: нахождение места для канцелярии, для приема заявлений желающих поступить в МБИ, создание технического аппарата, разыскание нужного оборудования при отсутствии такового на рынке и отсутствии своевременных заявок, разработка сметы, штатных заявок, обеспечение студентов общежитием, стипендиями и
т. д.Этот короткий организационный период был
, конечно, недостаточным для обеспечения нормальных учебных занятий с октября. Короткий срок летнее каникулярное время е дали возможности обеспечить все предметы учебного плана преподавателями, не оказалось освобожденных библиотечных специалистов для занятия административных должностей в библиотечном вузе, директор и заведующий учебной частью работали по совместительству.Весьма чувствительны были затруднения хозяйственного порядка: бедственное положение с помещением (для дневных занятий вуза были отведены три аудитории в небольшом здании, занимаемым институтом библиотековедения; вечером эти аудитории заняты вечерними курсами), отсутствие помещений для учебных кабинетов и лабораторий, ля организации учебной библиотеки; МБИ приходилось пользоваться библиотекой Института библиотековедения, которая помещается в небольшой комнате. До января не было у МБИ телефона для размножения зданий, до сего дня нет еще своей пишущей машинки.
Исключительно тяжелы были бытовые условия студентов в общежитиях. Постройка студенческого городка, в котором должны были быть размещены студенты МБИ, не была закончена,
– пришлось жить до февраля в казармах, в которых студенты не только не располагали обстановкой, необходимой для учебы, но и не имели покоя для ночного отдыха.В таких тяжелых условиях прошел первый семестр, и все-таки он дал сравнительно незначительный прорыв по части, выполнения производственного плана, только благодаря исключительной энергии. проявленной всем коллективом студенчества и учебной части.
По окончании учебных занятий первого семестра МБИ лишился заведующего учебной частью, который был переведен на работу в Наркомпрос, и эту должность не удалось заместить раньше мая.
Вся работа по организации зимней непрерывной практики, подготовка к весеннему приему и подготовка к второму семестру ложились на единственного доцента и директора, работающего по совместительству. Несмотря на все трудности, производственная практика была организована. Более организованно велись и занятия на
втором семестре – все предметы учебного плана были обеспечены преподавателями; подбор последних оказался весьма удачным. Были разработаны профиль МБИ, программы и проект нормального учебного плана на три года.В дальнейшем институт переехал в Московскую область (левый берег г. Химки) в здание, представленное на фотографии.
При разработке учебного плана библиотечного вуза исходили из задач, поставленных партией и советской властью в области библиотечного дела в период строительства социализма. Выпускаемый библиотечным вузом специалист должен прежде всего отвечать следующим требованиям:
1.Быть марксистом-ленинцем, владеющем определенной суммой методологических знаний в области марксизма и ленинизма и способным применять их в практической деятельности.
2.Обладать политическим кругозором в области теории вопроса и практическими значениями и навыками для работы в условиях города и деревни.
3.Быть библиотечным работником высокой квалификации
– руководителем единой библиотечной сети области (края), заведующим крупными массовыми библиотеками, библиотеками Красной армии и флота, преподавателем библиотечных техникумов, научным работникам по специальным разделам библиотечной работы (библиография, комплектование, библиотечная техника и т. д.) крупны государственных и специальных библиотек, а также специалистом библиотекарем по работе с детьми.В соответствии с этими требованиями подготовляемого библиотекаря учебный план представлен следующими циклами занятий:
Бюджет времени по учебному плану исчисляется следующим образом: длительность обучения 3 года
– 100 декад, из которых 40 декад отводятся на непрерывную производственную практику и 60 декад – на учебные занятия. Распределение производственной практики по семестрам следующие:Производственная практика в совхозах, колхозах, на фабриках и заводах.
I семестр |
5 декад |
II семестр |
5 декад |
III семестр |
5 декад |
IV семестр |
5 декад |
Производственная практика в библиотеках:
V семестр |
10 декад |
VI семестр |
10 декад |
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВУЗА
Комплектование Московского библиотечного института производится на основании общих правил приема в вузы Наркомпроса РСФСР со следующими дополнениями:
При всех прочих равных условиях предпочтение при приеме отдается:
1)
библиотекарям-выдвиженцам из рабочих и колхозников и ударникам;2) активистам, культармейцам, книгоношам;
3) лицам, имеющим производственный стаж по библиотечной работе не менее двух лет.
Контингент на первый год обучения был определен в 10 чел.
– 50 в осенний 50 – в весенний прием. Первый же прием ярко выявил необходимость организации при МБИ рабфака. В числе 30 партпедтысячников было всего 7 рабочих, из которых 6 требовали довузовской подготовки; всего из числа партпедтысячников по своей общей подготовке могли быть приняты в МБИ лишь 18 чел., а в числе 200 с лишним человек, подавших за явление о приеме на вакантные места, не оказалось ни одного рабочего.Партийцев и комсомольцев было бы больше, если бы с самого начала МБИ не был зачислен в группу “прочих” учебных заведений, студенты которых пользуются лишь 50% стипендиями. Только после того как приемная комиссия закончила свою работу, удалось провести МБИ в Наркомпросе по группе педвузов и таким образом обеспечить студентов на 70% стипендиями. Не имея этих добавочных
20% стипендий, значительный процент партийных и комсомольских кандидатов с мест не мог поступить в МБИ, и приемная комиссия вынуждена была зачислить москвичей, которые живут на иждивении родителей или совмещают учебу с работой.Стремясь проводить в жизнь директивы ЦК КПСС(б) о том, чтобы при подготовке библиотечных работников увеличивать среди них удельный вес рабочих и крестьян, Московский библиотечный институт, не имея средств на создание рабфака, открыл временно шестимесячные курсы рабочих-выдвиженцев по подготовке в МБИ. ВЦСПС разверстал места на курсы через ЦК союзов, обеспечивал рабочих стипендиями, Моно взял на себя расходы по учебной части курсов, и Наркомпрос отпустил средства на подготовку парттысячников.
Втечение шести месяцев рабочие, учась на курсах с большим напряжением и энтузиазмом, подготовились и были приняты в МБИ. Насколько классовый состав этим вторым приемом улучшился, показывают нижеследующие статистические сведения.
СОСТАВ СТУДЕНТОВ МБИ
|
На 1 октября 1930 г. |
На 1 мая 1931 г. |
|
На 1 октября 1930 г. |
На 1мая 1931 г. |
По полу |
|
|
Кожевников |
|
3чел.-4% |
Мужчин |
14чел.-24% |
20чел.-26% |
Металлистов |
2чел.-4% |
7чел.-9% |
Женщин |
39чел.-58% |
58чел.-74% |
Совторгслужащих |
2чел.-4% |
3чел.-4% |
По партийности |
|
|
Текстильщиков |
2чел.-4% |
4чел .-5% |
Членов ВКП(б) |
7чел.-14% |
11чел.-14% |
Не состоит |
2чел.-4% |
2чел.-3% |
Кандидатов |
8чел.-8% |
5чел.-6% |
По национальности |
|
|
Членов ВЛКСМ |
17чел.-28% |
32чел.-41% |
Русских |
32чел.-69% |
55чел.-61% |
Беспартийные |
25чел.-50% |
30чел.-39% |
Евреев |
10чел.-19% |
15чел.-19% |
Соц. происхождение |
|
|
Армян |
2чел.-4% |
2чел.-3% |
Дети рабочих |
16чел.-30% |
30чел.-38% |
Латышей |
1чел.-2% |
2чел.-3% |
Дети служащих |
16чел.-30% |
23чел.-30% |
Украинцев |
1чел.-2% |
1чел.-1% |
Дети крестьян |
11чел.-21% |
18чел.-23% |
Осетинцев |
1чел.-2% |
1чел.-1% |
Дети просвещ. |
6чел .-11% |
3чел.-4% |
Турок |
1чел.-2% |
1чел.-1% |
Дети кустарей |
3чел.-6% |
3чел.-4% |
Татар |
|
1чел.-1% |
Дети нетр.элем. |
1чел.-2% |
1чел.-1% |
По образованию |
|
|
|
|
|
Незаконченное среднее |
2чел.-4% |
17чел.-22% |
Соц. положение |
|
|
9-летка |
22чел.-42% |
26чел.-34% |
Рабочих |
2чел .-4% |
20чел.-26% |
ФЗУ |
|
5чел.-6% |
Служащих |
50чел.-94% |
57чел.-73% |
СПШ |
1чел.-2% |
2чел.-3% |