110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Полосин Н.Н.

Слово о Федоре Ивановиче КАРАТЫГИНЕ

История российского библиотечного дела и науки отмечена славными именами. Известны крупные практики и теоретики, организаторы и новаторы. Но лишь немногие соединяли в себе все эти качества. Об одном из таких ученых — Федоре Ивановиче Каратыгине (1892-1957)



Родина Ф.И. Каратыгина – Урень (край на севере современной Нижегородской области) – известна тем, что на ее территории никогда не было крепостничества1 эти земли были заселены свободными крестьянами-белопашцами (частично раскрепощенными на основе законов о «свободных хлебопашцах» в 1803 г.). Федор Иванович родился 2 марта 1892 г. в деревне Буренино Варнавинского уезда Костромской губернии в семье крестьян. Дед Федора Ивановича, Михей, работал сторожем в Уренской больнице, и именно он отдал внука в 1906 г. в двуклассное училище села Урень. Он же дал еще фамилию, происходящую от небольшого роста мальчика. И вот Федор, Иванов сын, стал Федором Ивановичем Каратыгиным.

Мальчик прилежно учился и был замечен учителями. Гуманитарные задатки юноши навели его педагогов на мысль о необходимости продолжить его образование.

Идеи народничества, толстовства были исключительно актуальны именно в этот период, и Федор Каратыгин, окончив училище в 1908 г, был за казенный счет отправлен в учительскую семинарию слободы Кукарки (ныне – город Советск Кировской области). Привилегии обучаться за счет государства удостаивались немногие, и отбор был чрезвычайно строг.

Ф.И. Каратыгин учился в Кукарской учительской семинарии с 1908 по 1912 г. Достойно окончив ее, молодой человек был распределен в качестве народного учителя в Самарскую губернию. 1 сентября 1912 г. он поступил на службу в земскую школу села Байтуган Бугурусланского уезда. Здесь он проработал год и, благодаря пре красным педагогическим данным, 1 сентября 1913 г. получил место заведующего двуклассным училищем села Сергиевского той же губернии, где и прослужил до декабря 1915 г. Таким образом, он три года проработал в селах Самарского края, восприняв все беды и тяготы простых людей.

В 1915 г. двадцатитрехлетний Федор Каратыгин был призван в армию и как простой солдат участвовал во многих событиях Первой мировой войны (1914–1918). С военной службы он вернулся убежденным народником (Федор Иванович был демобилизован в декабре 1917 г. в чине прапорщика).

Весной 1918 г. молодой человек был привлечен к работе в качестве члена Уренского волостного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а вскоре назначен военным комиссаром Уренской волости Варнавинского уезда Костромской губернии. По законам того времени официальное лицо, продолжительное время занимавшее выборную должность и обладающее профильным (в данном случае средним педагогическим) образованием, могло быть рекомендовано к переходу на соответствующую специальности службу. Таким образом, местом службы Ф.И. Каратыгина была определена территориальная библиотека – важнейший орган внешкольного обучения.

Ф.И. Каратыгин последовательно занимал должности заведующего городской районной библиотекой Костромы, заведующего центральной рабочей библиотекой костромских текстильщиков, заведующего губернской библиотекой. Творческий подход, активное участие в коренной перестройке доверенных ему учреждений, а главное, несомненная предрасположенность его к библиотечной работе снискали ему добрую славу и позволили добиться немалых успехов. Однако Федор Иванович не удовлетворялся достигнутым и в целях повышения своего профессионального уровня в 1922 г. поступил в Костромской педагогический институт на заочное отделение (1922–1926).

Стоит отметить, что учиться пришел уже зрелый специалист. Ф.И. Каратыгин получал высшее образование без отрыва от производства и после слияния Костромского педагогического института с Ярославским начал выезжать на сессии в Ярославль. С 1923 г. он начал преподавать на специализированных периодических курсах повышения квалификации работников наркомпросовских, профсоюзных, школьных и других библиотек в Костромской губернской совпартшколе, а также на библиотечном отделении педагогического техникума Костромы. Лекции специалиста-практика были особенно ценными для слушателей.

В свете активной просветительской деятельности Ф.И. Каратыгина не вызывает удивления его назначение на должность инспектора по библиотечной работе Костромского губернского отдела народного образования (1 октября 1928 г.). На этом посту он выполнял, в частности, и функции методического руководства – важнейшего направления внешкольного образования, как тогда рассматривали роль библиотек. В этой должности Ф.И. Каратыгин проработал до 1 сентября 1930 г.

Одновременно с получением высшего педагогического образования и работой на руководящих должностях в костромских библиотеках Федор Иванович вел активную исследовательскую работу. С 1923 г. он начал публиковаться в профильной периодике. Его статьи были посвящены библиотечно-педагогической тематике. Позже в автобиографии он написал: «...С 1923 года выступал в печати по вопросам библиотечного дела в журналах «Коммунистическое просвещение», «Красный библиотекарь», «Помощь самообразованию», «Октябрь» (журнал Костромского губкома ВКП(б)». Получив первое высшее образование, Федор Иванович в 1928 г. поступил на заочное (библиотечное) отделение Московского коммунистического института им. Я.М. Свердлова и проучился в нем до 1930 г., но в связи с напряженной профессиональной деятельностью не окончил его.

Образовательная политика советского государства 1920-х гг. постепенно приобретала комплексный, системный характер. Осознавалось высокое значение обмена опытом, научных и практических конференций, и в русле единого вектора организации образования и библиотечного дела начали образовываться региональные и отраслевые библиотечные объединения, проводиться съезды, конференции и семинары. Участником, а с 1925 по 1930 г. председателем Костромского губернского библиотечного объединения был Ф.И. Каратыгин. В Нижнем Новгороде 1–3 октября 1923 г. прошел Первый съезд библиотечных объединений Поволжья, носивший организационный характер и проложивший путь к многогранным формам обмена опытом. Второй аналогичный съезд был проведен в мае 1924 г. в Ульяновске, и делегатом от Костромы, как и впоследствии, являлся Ф.И. Каратыгин. В том же статусе Федор Иванович был приглашен и на Первый библиотечный съезд РСФСР, прошедший 1–7 июня 1924 г. Многие исследователи отмечают значительный вклад ученого в содержательное наполнение библиотечных съездов и острую актуальность затрагиваемой им проблематики, в том числе связанной с сохранением фондов, обслуживанием малограмотных читателей и формированием на базе библиотек полноценных центров внешкольного образования и самообразования.

Компетентность Федора Ивановича как специалиста, выдержанная идеологическая позиция и несомненный вклад в дело культурного строительства в Советской России закономерно привели к заинтересованности в таком опытном профессионале в Москве. Публикации Ф.И. Каратыгина по библиотечной тематике в русле системы внешкольного образования и его профессия педагога привлекли внимание Н.К. Крупской (1869–1939), которая и пригласила Федора Ивановича осенью 1930 г. на работу в Москву. Он был привлечен к работе в аппарате Наркомпроса и одновременно с этим к исполнению должностных обязанностей в новообразованном Московском государственном библиотечном институте (МГБИ) (1930). Он читал лекции по курсу организации библиотечного дела. Решением Квалификационной комиссии Наркомпроса РСФСР от 22 декабря 1935 г. Ф.И. Каратыгин был утвержден в. звании доцента кафедры библиотековедения.

С 1 октября 1930 г. по 25 сентября 1936 г. он последовательно занимал должности преподавателя, заведующего учебной частью, заведующего отделом аспирантуры, доцента кафедры библиотековедения, заместителя директора. Его можно считать основателем вечернего отделения и отделения детских библиотек.

Ученица, а впоследствии и коллега Федора Ивановича, В.Н. Тюрина вспоминает: «...В числе первых преподавателей (Б.С. Боднарский (1874–1968) и др.) особо выделялся Ф.И. Каратыгин. Имея большой опыт практической библиотечной работы, он много трудился над составлением учебных планов, в особенности курса «Организация и планирование библиотечного дела», <..> семинарских занятий, а затем – и планов, и методических указаний по проведению студенческой практики. Залогом успешности этой его деятельности служило то, что он обладал особой эрудицией, знанием своего дела и жизненным опытом.

...Федор Иванович вел основной курс «Организация и планирование массовых библиотек». Его лекции были для нас очень интересными, основывались на теоретических высказываниях В.И. Ленина (1870–1924) и Н.К. Крупской. Особенность преподавания Федора Ивановича заключалась в том, что теоретические положения он всегда подкреплял фактами из практики конкретных библиотек. Лекции преподносились доступным языком, были интересны. Федор Иванович читал их нам с большим желанием, вкладывая душу.

Он очень большое внимание уделял подготовке современного библиотекаря, используя девиз Н.К. Крупской «Библиотекарь – душа дела». Делал большой упор на то, что современный библиотекарь должен быть высококвалифицированным, широко образованным, любить свое дело, быть душой всякого дела. Только тогда может быть достигнут результат в его работе. Эти слова, его мысли я запомнила на всю свою жизнь и использовала в своей педагогической работе.

...Федор Иванович был душой всякого дела. Он был удивительно открытым, доброжелательным к людям, обаятельным человеком. Он всем хотел хорошего и добра. Иногда его обвиняли в либерализме к студентам, но это не так! Он не считал нужным поставить двойку, но старался, чтобы студент усвоил и понял материал.

Федор Иванович очень любил студентов, а они – его. Он знал почти каждого студента, его личную жизнь. И это было не любопытство. Можно было видеть, когда в коридоре института кто-то из студентов стоял с Федором Ивановичем и «плакался ему в жилетку». Он был не только нашим преподавателем, но и наставником в жизни. Когда были личные проблемы, каждый шел к Федору Ивановичу посоветоваться, поплакаться, утешиться. Это был добрейший человек.

...Он был чутким, деликатным человеком и пользовался большим авторитетом. ...Имя Каратыгина вошло в историю культуры в России в конце века...»

Опытного специалиста, выдающегося практика в конце 1936 г. пригласили на работу в крупнейшую научную библиотеку страны – Государственную научную библиотеку (ГНБ). Здесь он последовательно занимал должности инструктора-методиста, старшего инструктора-методиста сектора, С 1943 г. – должность ученого секретаря. В ГНБ он проработал до 1947 г.

В 1938 г. Ф.И. Каратыгин написал пособие «Межбиблиотечный абонемент», во многом не утратившее актуальности и по сию пору. В 1940 г. составил отчет по материалам обследования технических библиотек Донбасса. В начале войны выезжал в филиал ГНБ, Сталинградскую областную научную библиотеку (СОНБ), филиалы в Караганде и Новосибирске. Выводы и предложения по обследованию СОНБ содержали ряд ценных указаний по оптимизации сохранения и восстановления фондов технических библиотек. В своей работе военного времени «Восстановление технических библиотек» Ф.И. Каратыгин пишет: «...недалек тот день, когда Красная армия окончательно разгромит ненавистного врага и полностью освободит нашу землю от фашистских захватчиков <...> и предстоящая работа по восстановлению и реконструированию промышленности вызовет исключительный спрос на техническую литературу и еще более поднимет возросшую за время войны роль технических библиотек...». В годы Великой Отечественной войны Федор Иванович организовал эвакуацию библиотечных коллекций, в основном технических библиотек.

В 1948 г., защитив кандидатскую диссертацию в МГБИ на тему «Типы и сеть технических библиотек в СССР», Ф.И. Каратыгин получил ученую степень кандидата педагогических наук.

Федор Иванович Каратыгин скончался в Москве в 1957 г. В некрологе было написано: «...19 января после тяжелой болезни умер старейший преподаватель Московского государственного библиотечного института имени Б.М. Молотова, кандидат педагогических наук, доцент Федор Иванович Каратыгин.

Всю свою сознательную жизнь Федор Иванович посвятил библиотечному делу, вступив на этот путь в 1920 году. Почти с первых дней основания института он принимал деятельное участие в формировании вузовских курсов, опубликовал около 60 печатных работ. Большую научную деятельность Федор Иванович сочетал с активной общественной работой.

Федор Иванович Каратыгин воспитал многие поколения библиотекарей, горячих патриотов своего дела, научил их честно и беззаветно работать для блага Родины, помогал им улучшать обслуживание книгой читателей, особенно сельское население. Его забота о каждом студенте, о товарищах по работе может служить примером для нашего коллектива.

От нас ушел хороший педагог, чуткий, внимательный товарищ. Светлую память о нем сохранят библиотекари, студенты, преподаватели и сотрудники нашего института...».

В память о заслугах и достижениях в 1997 и 2000 гг. были проведены конференции, посвященные практическому и теоретическому вкладу ученого. В них принимали участие такие специалисты, как Т.Н. Фонотов, Т.Ф. Каратыгина, Р.С. Гиляревский и отмечали бесспорную значимость наследия Ф.И. Каратыгина.

Hosted by uCoz