Главная страница | Библиотечное дело | Персоналии

Библиотечно-библиографическое образование

– система подготовки библиотекарей и библиографов высшей и средней квалификации.

Профессия специалиста-библиотекаря начала складываться в 18 веке .
Феофаном Прокоповичем в "Духовном регламенте" впервые в истории библиотековедения России был поставлен вопрос о библиотекаре как специальном лице, ответственном за библиотеку, и его основных функциях.
В трудах В.Н. Татищева впервые было сформулировано представление о библиотекаре-профессионале, определены требования к нему как специалисту библиотечного дела... Изложено это в статье "Библиотекарий", включенной в авторский труд "Лексикон". Где говорится: "оной должен быть многих наук и разных языков... наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и острого рассуждения". Библиотекарь должен был строго следить за порядком в библиотеке, за сохранностью книг, быть вежливым.
Б.М. Салтыковым впервые в России был выдвинут проект организации подготовки отечественных библиотечных кадров. Завершается разработка этой проблемы в конце 18 - начале 19 веков в работах по библиотечному делу М.И. Антоновского - одного из организаторов императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.
Библиотекари-профессионалы появляются к середине 19 века, первый среди них - В.И. Собольщиков.
В 1804 году в соответствии с университетским Уставом, в университетских библиотеках России были определены требования к библиотекарю и его помощнику.
(Из книги Столяров Ю.Н. Ю.В. Григорьев.М.: Кн. палата, 1989.-224 c. )

Первые попытки организовать Б.-б. о. в России относятся к началу 20 в. В 1913 г. по инициативеЛ.Б. Хавкиной при Московском университете А.Л. Шанявскогоначалась курсовая подготовка библиотекарей для массовых библиотек, факультативное преподавание книговедения и библиотековедения было введено в 1912 г. в Петербургском и в 1916 г. в Московском университетах (Н.М. Лисовский) и в Петербургской педагогической академии (А.М. Белов).

Формы и методы государственной подготовки кадров для советских библиотек впервые были определены Н.К. Крупской в статье “Библиотечная семинария” (1918). По её инициативе в 1918 г. в Москве при Наркомпросе РСФСР была организована библиотечная семинария, положившая начало государственной организации Б.-б. о. В том же году в Петрограде создан институт внешкольного образования с книжнобиблиотечным факультетом (позднее такие институты появились в Иванове-Вознесенске, Костроме и др.), открылись библиотечные курсы во многих городах страны. Для подготовки работников научных библиотек в 1919 в Петрограде и в 1924 г. в Москве организованы высшие библиотечные курсы. В 1921 г. курс библиотековедения стал обязательным предметом на факультетах общественных наук в университетах (в Московском университете его вёл профессор Б.С. Боднарский). В 20-х гг. библиотекарей с высшим образованием готовили уже свыше 20 библиотечных отделений политико-просветительных и педагогических институтов, а также Академия коммунистического воспитания. С начала 30-х гг. стала развиваться государственная система высшего Б.-б. о. В 1930 г. создан первый самостоятельный библиотечный вуз — Московский государственный библиотечный институт (ныне Московский государственный университет культуры и искусств); в библиотечные институты были реорганизованы политико-просветительные вузы в Харькове (1934) и Ленинграде (1941). В послевоенные годы для подготовки специалистов с высшим Б.-б. о. организованы новые вузы в Улан-Удэ (1960), Краснодаре (1963), Челябинске и Хабаровске (1968). В 1964 г. библиотечные вузы были переименованы в институты культуры. Высшее Б.-б. о. в бывшем СССР давали также библиотечные отделения некоторых университетов (Тарту, Вильнюс, Таллин, Баку, Ереван и др.) и педагогических институтов (Минск, Тбилиси, Алма-Ата, Ташкент и др.). Книговедов-библиографов готовит Московский полиграфический институт. В 1969 г. в СССР работало свыше 20 вузов, в которых осуществлялась подготовка специалистов с Б.-б. о., в т.ч. 10 институтов культуры (около 30 тыс. студентов).

Подготовка библиотекарей и библиографов средней квалификации началась с 1922 г. на политико-просветительных отделениях совпартшкол, а позднее на политико-просветительных и библиотечных отделениях педагогических техникумов. Специальные библиотечные техникумы начали создаваться с 1929 г. – в Ярославле, Ленинграде, Самаре и др. В 1969 г. в СССР было 12 библиотечных техникумов и свыше 100 культурно-просветительных училищ и школ, а также других средних специальных учебных заведений, в которых имелись библиотечные отделения (около 30 тыс. учащихся).

Б.-б. о. предусматривает широкую общенаучную, филологическую, педагогическую и специальную (теоретическую и практическую) подготовку будущих специалистов. Учебный план библиотечных факультетов (отделений) институтов культуры, университетов и педагогических институтов включает дисциплины: историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, основы научного коммунизма, основы марксистско-ленинской этики и эстетики, основы научного атеизма, основы марксистско-ленинской теории культуры; педагогику, психологию, историю СССР и зарубежных стран, литературу — русскую, народов СССР и зарубежную; общее библиотековедение, историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, работу с читателями, организацию советской библиотеки; историю книги, общую и отраслевые библиографии, общую иностранную библиографию и др. На отделении технических библиотек дополнительно изучаются история народного хозяйства, история техники, основные проблемы современного естествознания, основы современного промышленного производства, техническая пропаганда и информация.

Научные кадры в области библиотековедения и библиографии готовятся в аспирантуре при Московском и Ленинградском институтах культуры. В 1968/69 учебном году высшее и среднее Б.-б. о. в СССР получили около 15 тыс. человек (из них около 4 тыс. в вузах). В 1969 г. только в массовых библиотеках работали 65,4 тыс. библиотекарей с высшим и средним Б.-б. о.

Государственный характер носит система подготовки библиотечных кадров и в других социалистических странах. Специалистов для научных библиотек готовят библиотечные отделения при университетах: Софийском, Будапештском, Берлинском, Варшавском и Вроцлавском, Пражском и Братиславском. Подготовку кадров средней квалификации для массовых библиотек, кроме различных курсов, ведут: 2-годичный библиотечный институт в Софии, библиотечные отделения при педагогических училищах в гг. Сегед и Сомбатхей, библиотечные школы в Берлине и Лейпциге, в Лодзи и Вроцлаве, в Праге, Брно, Братиславе и др.

В капиталистических странах, как правило, нет государственной системы Б.-б. о. Библиотечная подготовка даётся чаще всего на основе законченного высшего (для научных библиотек) и среднего (для массовых библиотек) образования, например в Великобритании — в одногодичной школе библиотечного и архивного дела при Лондонском университете и 9 библиотечных школах, в Дании — в библиотечной школе в Копенгагене, во Франции — в одногодичной библиотечной школе и Ecole des chartes в Париже; в США кадры высшей квалификации для библиотек всех типов готовят на базе высшего образования около 40 библиотечных школ при университетах.


Лит.:

1. Крупская Н.К., Библиотечная семинария, Педагогические сочинения, т. 8, М., 1960; Оленева З.П., Становление и развитие высшего библиотечного образования в СССР, “Тр. Ленинградского библиотечного института имени Н.К. Крупской”, 1961, т. 8; Казанцева Л.В., Развитие библиотечного образования в СССР, в сборнике: 40 лет библиотечного строительства в СССР, М., 1958.

Ю.В. Григорьев.


Главная страница | Библиотечное дело | Персоналии | Наверх
Hosted by uCoz