Соков П.С.

ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЯКОВ – ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР И ВОСПИТАТЕЛЬ

 

Библиотечно-информационный факультет МГУКИ начал создавать портретную галерею профессоров, преподавателей, тех, кто стоял у истоков высшего библиотечно-библиографического образования, кто внес существенный вклад в совершенствование подготовки библиотечно-библиографических кадров. Кафедра библиотековедения, отметившая 70-летний юбилей, как и университет в целом, продолжает развивать и укреплять свои лучшие традиции, заложенные еще в 30-е гг. двадцатого столетия.

Сегодня, действительно, настала пора заняться подготовкой и изданием специальной серии работ, посвященных выдающимся преподавателям университета, корифеям факультета, оставившим яркий след в истории вуза, внесшим огромный вклад в подготовку библиотечных кадров, разрабатывавших наиболее актуальные проблемы библиотечного дела, библиографии, информационных технологий и т.д.

К этой выдающейся плеяде относятся имена великолепных преподавателей, ученых, библиотековедов и библиографоведов: М.П. Гастфера, Ю.В. Григорьева, И.И. Фрумина, М.М. Меркуловой, Е.М. Нагловской, Л.Н. Троповского, Е.В. Ратьковой, Л.В. Белякова, О.И. Талалакиной и многих других.

На их жизненном примере и опыте, научных трудах подготовлено и воспитано не одно поколение библиотечных работников.

В этом достойном ряду, вне всякого сомнения, выделяется имя Леонида Васильевича Белякова. 22 февр. 2002 г. ему бы исполнилось 70 лет.

По своему социальному положению происходил из крестьян. Родился в селе Горицы Кимрского района Калининской обл. 22 февр. 1932 г.

Леонид Васильевич получил высшее образование, закончив Московский государственный библиотечный институт в 1953 г. по специальности библиотековедение.

Он успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Пути повышения эффективности наглядной пропаганды литературы в библиотеке» (1966).

Тема диссертации оказалась настолько интересной, что способствовала активизации внимания профессорско-преподавательского состава факультета к использованию и применению технических средств, аудиовизуальных материалов, особенно кинофотофонодокументов, магнитофильмов, слайдов в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Несколько лет Л.В. Беляков работает преподавателем Харьковского государственного библиотечного института (ныне Государственная академия культуры и искусств), с декабря 1956 по 1959 г. С 1959 по 1977 г. работает в МГБИ (ныне МГУКИ) на кафедре библиотековедения. Разрабатывает и великолепно читает курс «Работа с читателями» для студентов различных отделений библиотечного факультета.

Особенно существенный вклад Л.В. Беляков внес в разработку наиболее важных тем и проблем курсов «Методика работы с читателями», «Наглядная пропаганда в библиотеке» и др. Это был поистине творческий, целеустремленный ученый и исследователь. Им подготовлен ряд сборников. В 1975 г. в издательстве «Просвещение» публикуется учебное пособие для студентов библиотечных факультетов «Методика работы с читателями», а еще ранее в 1973 г. – учебно-методическое пособие «Массовая работа библиотеки». В одном из первых вузовских учебников «Работа с читателями» (М., 1970) помещено несколько подготовленных им глав. А в учебнике 1981 г. ему принадлежат страницы 202-215.

Л.В. Беляков в основу классификации читателей вкладывал понятие «читательской квалификации», т.е. соединение начитанности и уровня библиотечно-библиографической грамотности. Про термин «руководство чтением», который вызывал дискуссии и споры ученых библиотечной общественности, писал, что он применим только по отношению к массовым библиотекам. Что же касается научных и специальных библиотека, то речь может идти лишь об использовании отдельных его элементов.

В его научно-исследовательской и творческой работе одной из ведущих была тема наглядной пропаганды литературы в библиотеках, по которой, как уже отмечалось, он блестяще защитил диссертацию и опубликовал значительное количество публикаций. Он обосновал принцип интереса, добровольности в чтении, но в то же время указывал, что этот принцип не всегда применим в школе, так как это не всегда возможно. По его мнению, профессия, индивидуальные психологические особенности больше влияют на тематику чтения, чем на его характер.

Много внимания в педагогическом наследии Л.В. Белякова уделяется проблемам педагогики, воспитания. Сам он был прекрасным воспитателем.

Леонид Васильевич отмечал, что педагогика рассматривается в настоящее время как наука о воспитании подрастающего поколения и ее рекомендации адресованы школе. Однако, считал он, функции библиотеки во многом отличны от функции школы. Поэтому нельзя проводить полной аналогии между библиотековедением и педагогикой.

«Обслуживание читателей, – писал он, – есть не что иное, как пропаганда второй степени, то есть распространение в массах книг, которые сами по себе являются важнейшим средством печатной пропаганды; теория партийной пропаганды гораздо ближе библиотековедению, чем педагогика».

Нам также широко известна многогранная и разносторонняя организаторская деятельность Л.В. Белякова. Особенно активно проявил он себя в этом плане, работая с 5 сент. 1970 по 23 нояб. 1973 г. деканом и заместителем декана библиотечного факультета заочного факультета, а с 23 марта по 3 янв. 1977 г. – вплоть до последнего дня своей жизни – деканом факультета универсальных библиотек МГИК.

Это был человек принципиальный и последовательный, горячо любимый студентами, своими коллегами и друзьями.

Всегда выступал с интересными докладами, мыслями и предложениями на межвузовских, всероссийских и всесоюзных научно-практических конференциях. В центре внимания находились актуальные проблемы библиотечно-библиографической теории и практики, его предложения, замечания брались за основу при принятии рекомендаций, решений конференций.

Было еще одно довольно интересное увлечение у Леонида Васильевича Белякова, или т. наз. «хобби», которому он отдавал все свое свободное время и о котором мало кто знал. Всю жизнь он занимался поисками и собиранием биографий выдающихся военачальников, и у него была собрана внушительная библиография работ по этой теме.

Hosted by uCoz