Манина Т.В.

УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ

 

Леонид Васильевич Беляков (1932-1977) – один из ведущих ученых в области советского библиотековедения, специалист по разработке теоретических проблем обслуживания читателей, талантливый педагог и организатор, прожил недолгий, но исключительно продуктивный в творческом отношении жизненный путь.

Он родился в селе Горицы Кимрского района Калининской области 22 февраля 1932 г. в семье учителя. Его отец, Василий Сергеевич, 25 лет проработал в школе. Горицкую школу Беляков закончил на «отлично». В 1949-1953 гг. – он студент Московского государственного библиотечного института (МГБИ). В институте вел активную общественную деятельность. Был членом редколлегии газеты факультета, агитатором группы, членом институтского комитета ВЛКСМ. Еще в институте зарекомендовал себя как серьезный, талантливый студент. Неоднократно выступал с докладами на студенческих конференциях. Государственный стипендиат, отлично учился, закончил институт с «красным» дипломом.

В 1953 г. Л.В. Беляков был рекомендован Ученым советом института в аспирантуру, в том же году стал аспирантом кафедры библиотековедения. Сдал все кандидатские экзамены на отлично, много работал со студентами на библиотечном и культурно-просветительном факультетах. Вел практические занятия по курсу «Руководство чтением», а также большую работу по наглядной агитации на культурно-просветительном факультете, посещал совещания библиотечных работников Москвы, поддерживал связи со многими библиотеками. Был не раз командирован с научными заданиями в Омск и Новосибирск.

Первоначальная тема диссертации Л.В. Белякова – «Обслуживание читателей в областных библиотеках». В 1954 г. она получила иное название – «Проблемы наглядной агитации и пропаганды».

По окончании аспирантуры в 1956 г. Беляков Л.В. был направлен преподавателем в Цивильский библиотечный техникум (Чувашия), где сумел очень хорошо себя зарекомендовать.

С сентября 1958 по февраль 1959 г. Беляков – преподаватель кафедры библиотековедения Харьковского библиотечного института. Ведет педагогическую работу на 3-м и 4-м курсах библиотечного факультета, практические занятия по курсу «Руководство чтением», руководит курсовыми работами, готовит научные доклады, статьи.

С мая 1959 г. Л.В. Беляков – ассистент кафедры библиотековедения Московского государственного библиотечного института (МГБИ), в котором работает до конца своей жизни. С 1 августа 1961 г. он – преподаватель, с 1965 года – старший преподаватель кафедры.

25 апреля 1966 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию. Вскоре ему присуждается ученая степень кандидата педагогических наук. В мае 1966 г. получает отпуск на 3 месяца для завершения работы над учебным пособием «Массовая работа советских библиотек». В том же году начинает работать совместителем во Всесоюзной патентно-технической библиотеке СССР, организуя комплекс выставок на ВДНХ.

В 1969 г. Леонид Васильевич проходит по конкурсу на замещение должности доцента кафедры библиотековедения и 30 марта 1972 г. приказом № 161 утверждается в этом ученом звании. Одновременно с преподавательской ведет большую организаторскую работу. 11 сентября 1970 г. Беляков назначен на должность заместителя декана библиотечного факультета заочного обучения. С 9 марта 1974 г. он – декан факультета универсальных библиотек.

Леонид Васильевич с самого начала проявляет себя талантливым педагогом, методистом, организатором. Об этом свидетельствуют многие документы, хранящиеся в архивах института: благодарности, грамоты, характеристики. Опытный, способный преподаватель пользуется большим авторитетом среди студентов и сотрудников кафедры.

В 1964 г. Л.В. Беляков составляет пособие по курсу «Работа с читателями» для студентов-заочников. К тому времени им написано и опубликовано 11 работ по вопросам библиотековедения и библиографии. Немного времени спусмя он принимает участие в написании учебника по библиотековедения для техникумов (глава «Наглядная пропаганда литературы) и второго издания учебника «Работа с читателями» (1970).

Выполняет разнообразные обязанности, работает с интересом. Знакомится с научно-атеистической пропагандой в Загорске, проводит специальные исследования в Каратау (Казахстан) с группой студентов, выступает на семинарах библиотечных работников в Химках (Московская обл.), проходит курсы повышения квалификации при ЦНТБ СССР... институтов культуры.

Несмотря на короткий жизненный путь Леониду Васильевичу удалось многое сделать и как преподавателю, и как ученому. Его работы служат методическим руководством при решении многих вопросов библиотечной науки. Им опубликовано 47 научных работ. Охвачен широкий круг тем: проблемы пропаганды книги, психологии, социологии чтения, процессы организации работы по обслуживанию читателей. Его рецензии и аннотации публикуются в зарубежных журналах. Творческий задел был настолько велик, что ряд научных работ Белякова не опубликован, они хранятся в семье – у Т.А. Барковой. До сих пор не увидел свет капитальный труд «Научные основы обслуживания читателей», насчитывающих почти полтысячи страниц. Как указывал А.Е. Шапошников, это исследование было посвящено комплексу актуальных вопросов, недостаточно разработанных в советском библиотековедении: о сущности и значении обслуживания читателей, методологических основах обслуживания, его принципах.

Есть еще один неопубликованный труд, посвященный теме «Основы общей методики обслуживания читателей». Он основан на изучении разнообразных источников, значительное место занимают материалы экспериментального характера, выдержки из работ студентов-заочников. Автор анализирует, спорит, убеждает. Он не боится выдвигать оригинальные идеи, вступать в полемику. Позитивная программа автора исходит из реального положения вещей и достаточно хорошо обоснована. Научным достижением является конкретизация понятия «читательский интерес». автор подчеркивает связь между интересами и потребностями, соотношение общего и единичного, дает четкую характеристику вклада Н.К. Крупской в теорию изучения читателей, продуманный анализ деятельности А.М. Топорова. Здесь же Беляков анализирует библиопсихологические законы Н.А. Рубакина, выделяет как положительные, так и неприемлемые моменты.

Очень интересна оставшаяся в рукописи работа «Из истории изучения читательских интересов». Содержание этой работы представляет интерес не только для студентов, но и для преподавателей. Тщательное изучение разнообразных источников позволило автору обратить внимание на ряд интересных фактов, позволяющих глубже раскрыть передовые традиции в изучении читателей.

Что же касается пособия для студентов-заочников «Массовая работа библиотеки», то оно пользуется большой популярностью и сегодня

Л.В. Беляков внес настолько важный вклад в разработку общих вопросов теории работы с читателями, методики преподавания одноименного курса, что это заслуживает специального рассмотрения.

По воспоминаниям профессора, доктора педагогических наук К.И. Абрамова, в середине 60-х гг. Л.В. Беляков занимался разработкой новой программы курса «Работа с читателями». Необходимо было решить задачу, состоявшую в том, чтобы найти новый подход к курсу, его технолого-педагогическим основам. Беляков взялся за это горячо, с инициативой. Важной проблемой являлось общение между библиотекарем и читателем. Суть курса – в этих отношениях, а они-то и не были исследованы. Нужно было определить, каковы формы и методы работы, уйти от формализмов типа: «вопрос- ответ», изучать читателя с точки зрения библиотечного общения. Это стало центральной частью курса и уже позднее ее стали именовать: «библиотечная педагогика».

Л.В. Беляков стоял у истоков перестройки курса и проблем библиотечно-психологического общения. Если обратиться непосредственно к программе курса, которая была подписана к печати в 1979 г., то ее основной целью являлись раскрытие принципов и основных направлений работы с читателями, методики изучения читателей, индивидуальной и массовой работы, руководства чтением, дифференцированного обслуживания читателей. Содержание курса «Работа с читателями» предполагает характеристику работы с читателями как основного процесса деятельности библиотеки.

Важнейшая сторона курса «Работа с читателями» – определение принципов работы с читателями. В 1974 г. в учебно-методическом пособии «Работа с читателями» Беляковым было определено четыре принципа: партийность, систематичность, наглядность и интерес. Именно эти принципы и отражают единый процесс работы с читателями.

По мысли Белякова Л.В., основная задача массовой работы – продвижение и пропаганда лучших и наиболее ценных в научном и художественном отношении книг. Требование это можно выполнить, придерживаясь в массовой работе основных принципов, определяющих отношение библиотеки к читателю.

Л.В. Беляков считал, что взгляд на профессию библиотекаря как несложную в корне неверен. Библиотекаря можно сравнить с дирижером оркестра, он направляет движение книг. В каждой профессии заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Необходимо учиться вдумчивому анализу практики, тщательному осмыслению и теоретическому обобщению опыта, нужно отбросить догмы, уметь смотреть на вещи более широко, глазами «свежего человека».

По отношению к работе библиотек в литературе употребляется термин «руководство чтением». По мнению Л.В. Белякова, оно проявляется в уточнении цели обращения к книге, определении характера чтения, в направляющем влиянии на объем, последовательность и глубину чтения через прямую рекомендацию при выборе книги путем бесед с читателями, использовании библиографических пособий и различных форм устной и наглядной пропаганды. Руководство чтением предусматривает содействие выработке и развитию у читателя самостоятельно критического мышления, что достигается привлечением к обсуждению книг во время беседы или читательской конференции, рекомендации критических и литературоведческих статей. Важное место в руководстве чтением занимает выработка наиболее рациональных методов работы над книгой, помощь в воспитании высокой культуры чтения. Признавая объективную обусловленность термина «руководство чтением», Л.В. Беляков вовсе не был склонен к тому; чтобы придавать ему самодовлеющее, распространяющееся на все процессы работы с читателями значение.

Руководство чтением существует и развивается как объективное явление. Наша задача – повлиять на его развитие, найти пути более эффективного применения. Руководство чтением –частный участок обслуживания читателей. Обслуживание читателей – основной процесс работы библиотеки, состоящий в удовлетворении читательских потребностей в книгах, а также в развитии и удовлетворении читательских интересов.

Обслуживание читателей не есть чисто механическое удовлетворение запросов. Педагогический характер проявляется в разной степени, в зависимости от типа библиотеки и подготовленности читателей, В крупной библиотеке от библиотекаря требуется быстрое выполнение заказов читателей и оперативная информация о новинках. Возможности воспитательного воздействия увеличиваются тем значительней, чем ниже уровень подготовки читателя. Молодому и не очень молодому специалистам требуется помощь при подборе книг. Но это помощь, а не руководство.

О руководстве чтением в полном и точном смысле слова можно говорить лишь применительно к определенным категориям читателей: читателям юным (имеющим незначительный жизненный опыт, небольшое пока образование и еще несложившиеся вкусы), к читателям малоподготовленным (малое образование и ограниченный жизненный опыт).

Что же Л.В. Беляков предлагал включать в понятие «обслуживание читателей»? Рассмотрение этого вопроса представляется особо актуальным в связи с тем, что с нового 1989/90 учебного года вместо курса «Работа с читателем» введен в учебный план курс «Обслуживание читателей», что полностью соответствует предложению Л.В. Белякова, высказанному им в 1964 г.

Подходя к проблеме обслуживания читателей, Д.В. Беляков считал необходимым применить здесь определенную систему, которая складывается в методику работы с читателями. Обслуживание читателей в библиотеке включает в себя не только выдачу книг, но и научение формулированию запросов на книгу и определяющих их групповых и индивидуальных интересов и потребностей читателей, оперативную и систематическую информацию о новой и лучшей литературе, ведущуюся избирательно в применении к читательскому контингенту, широкую и дифференцированную пропаганду литературы. Сюда же входит и участие библиотекаря в выработке читательской оценки книги, привитие навыков библиотечно-библиографической грамотности.

Теоретическое обоснование и разработка проблемы обслуживания читателей базируется, прежде всего, на достижениях таких наук, как педагогика, психология, социология. Это тесно связано и с библиографической и информационной деятельностью библиотек.

Процесс руководства чтением, по мнению Л.В. Белякова, связан с такими отраслями науки, как психология. Усвоение основ психологии должно стать профессиональным требованием к библиотекарю.

Следующая проблема – связи библиотечной наука и педагогики. Библиотека тоже по-своему решает образовательные и воспитательные задачи. Меняется объект воздействия, меняется место, функции библиотеки отличаются от функций школы, а стало быть меняются и содержание работы, и ее методика. Необходимо создать свою педагогическую теорию: теорию воздействия на взрослого человека в условиях библиотеки через книгу.

Важное место в обслуживании читателей Л.В. Беляков отводил проблеме их дифференциации. Необходимо разделение общего контингента читателей на составные части: социальные слои и производственные группы, с последующим учетом влияния более частных факторов и индивидуально-психологических особенностей.

Одним из последних достижений научно-технической революции второй половины XX в. явился, как известно, «взрыв информации». Обращаясь к этой проблеме, Л.В. Беляков указывал на тот факт, что в научных исследованиях по естественным и техническим наукам все большее место занимает использование печатных источников. Естественно, что овладение основами наук, серьёзное их изучение невозможно без обращения к традиционным печатным источникам – книге и журналу. Возможно, что в отдаленном будущем книжная форма хранения информации уступит место какому-либо виду «машинной памяти». Он считал неправильным утверждение, что аудиовизуальные средства, в частности телевидение, на современном этапе могут заменить книгу. Экспоненциальный рост знаний, постоянное извлечение сведений об окружающем мире требует от средств информации не только оперативности, но и фиксации мыслей и событий с тем, чтобы можно было возвратиться к ним для уточнения, осмысления или сравнения. Таким качеством обладает лишь печатное слово и прежде всего – книга.

Существенный интерес представляют мысли Л.В. Белякова о культуре чтения. Сохранение высокого темпа чтения и длительной работоспособности является предметом исследования как у нас, так и в зарубежных странах. Чтение как один из видов умственного труда характеризуется определенными параметрами, позволяющими судить о степени продуктивности работы над книгой. Таковы умения быстро читать и прочно запоминать прочитанное. По этим двум показателям мы можем судить о культуре чтения. В специальной литературе термин «культура чтения» иногда понимается расширенно, как овладение комплексом навыков библиотечно-библиографической грамотности, куда входят умение выбрать книгу, ориентировка в фонде, составление библиографических списков и т. д.

Но это, по мнению Л.В. Белякова, вряд ли можно признать правильным: понятие «культура чтения» правомерно применить в точном смысле слова, то есть для характеристики процесса чтения.

Л.В. Беляков выделяет целевые установки при чтении: чтение для отдыха, в помощь учебе, в помощь практической работе, чтение в целях расширения общего кругозора. Последнее представляет собой начальный этап самообразовательного чтения. Оно определяется Беляковым как самостоятельная работа по приобретению систематических знаний по какой-либо отрасли науки, теме, конкретному вопросу.

Основной метод самообразования, по мнению Л.В. Белякова, самостоятельное чтение. Оно характеризуется целеустремленностью и последовательностью в выборе книг. Навыки и умения, необходимые для успешного хода самообразования, не приходят сами собой, а достигаются путем упорной работы и совершенствования культуры чтения.

Таким образом, перед библиотекарями в процессе обслуживания, особенно при оказании помощи самообразованию, стоят две задачи: с одной стороны, помощь в подборе нужной литературы, с другой – привитие читателю, особенно начинающему самообразовательное чтение, навыков библиотечно-библиографи-ческой грамотности.

Существенно важный вклад Л.В. Беляков внес в проблематику изучения читателей.

Придавая большое значение читательским интересам, он не раз говорил о необходимости их изучения. Каждая библиотека стремится удовлетворить интересы и запросы своих читателей, оказывая им действенную и целенаправленную помощь в выборе и использовании книг. Это возможно лишь в том случае, если библиотекарь знает своих читателей, ясно представляет себе их культурный уровень, их потребности. Но знание читателя не приходит само собой. Оно достигается в процессе систематического изучения читателей, их запросов, интересов, потребностей. Что же такое читательский интерес? Как правило, он является частным проявлением общих интересов человека и выражается в определенной направленности при выборе книг. Наличие интереса к чтению играет большую роль в восприятиях книги.

Читательские интересы – общественное явление. Они порождаются общественной жизнью и отражают социальные: производственные и духовные интересы людей. Возникновение тех или иных интересов не является случайностью. Они зависят от условий жизни, от трудовой и общественной деятельности читателя. Правильно узнать и понять читательские интересы можно только изучая те условия, которые порождают, вызывают те или иные запросы, отношение к книге, её восприятие. Для этого нужно внимательно всматриваться в жизнь, наблюдать, изучать её.

Устойчивость читательских интересов, по мнению Л.В. Белякова, характерна в особенности для тех людей, которые ищут в книге помощь для работы, а также для тех, кто занимается повышением производственной квалификации или самообразованием. Некоторые читатели приходят в библиотеку с не вполне определившимися запросами, берут случайную книгу, просят библиотекаря дать им «что-нибудь». Означает ли это, что у них отсутствуют какие-либо интересы? Конечно, нет. Завод, фабрика, колхоз, газета, клуб, радио, семья – все это влияет на их запросы. Но начинающие читатели еще не знают, что книга может им помочь в разрешении многих вопросов. Задача библиотеки – приложить все усилия к тому, чтобы расширить тематику чтения этих читателей.

Библиотекарь призван не только удовлетворять и поддерживать уже сложившиеся интересы читателей, но и побуждать новые читательские интересы, воспитывать высокий читательский вкус, разносторонние запросы. В этом заключается основная педагогическая, воспитательная и организационная работа библиотеки.

Библиотечная работа, как и всякая другая воспитательная работа – это, прежде всего, работа с людьми на основе индивидуального подхода к ним. Поэтому изучение индивидуальных интересов читателей – важнейшая предпосылка деятельности библиотеки. Глубокое изучение читательских интересов предполагает ознакомление с индивидуальными психологическими чертами читателей – особенностями склада ума, мышления, памяти, восприятия и т.д. Знание этих особенностей облегчает формирование и удовлетворение читательских интересов. Таковы основные направления в работе библиотек по изучению читателей.

Очень подробно говорит Л.В. Беляков о методах изучения читательских интересов. Это очень важно для работы с читателями. К числу наиболее распространенных методов изучения читателей относятся: беседа, наблюдение, анализ читательских формуляров, изучение отзывов читателей о прочитанных книгах, анализ книжных формуляров, анкета, анализ библиотечной статистики. Каждый из этих методов хорош по-своему. Одни дают возможность получить представление об интересах широкого круга читателей, другие – обеспечивают изучение интересов и запросов каждого читателя. Но полную картину читательских интересов и чтения книг в библиотеке может дать только продуманное систематическое применение в различных сочетаниях всех известных методов, когда недостатки или ограниченные возможности одного перекрываются или дополняются сведениями, полученными при помощи другого метода. Такая взаимосвязь, а зачастую даже зависимость методов друг от друга позволяет говорить о системе изучения читательских интересов.

Выявление читательских интересов невозможно без изучения человека в целом. Тут не обойтись без смежных наук – психологии и социологии. Существуют три основные проблемы социологии чтения:

1. Распространенность книги и чтения.

2. Место книги и чтения в системе современных коммуникативных средств.

3. Соотношение каналов удовлетворения общественных потребностей в чтении.

Основное направление деятельности: воспитание у различных социально-демографических групп потребностей в чтении, расширение его содержания, повышение культуры и как результат – целевая ориентация определенного типа книги на конкретного читателя.

Очень интересна неопубликованная работа Л.В. Белякова «Библиопсихология Н.А. Рубакина в свете данных современной науки» Это одна из попыток подойти с новых позиций к теории, освободить её от идеалистической шелухи, выделить рациональные моменты. Работа предостерегает от замалчивания недостатков этих трудов, выступает против нигилистического подхода к трудам Рубакина. Беляков проводит разбор четырех библиопсихологических законов и переводит их на современный научный язык.

Изучение читателей – составная часть процесса работы с читателями, представляющая собой сбор и обобщение сведений о роде занятий, подготовке, запросах отдельных читателей и читательских групп. Особо важное место изучение читателей занимает в практике массовых библиотек.

В изучении читателей можно выделить три этапа: изучение чтения (группы или личности) на основе состава прочитанных книг, в ходе которого выявляются структура и характеристика для каждой группы (индивида), особенности в подборе литературы. Далее идет изучение самих читателей с целью выявления социальной и личностной обусловленности выбора книг, мотивов чтения и оценок литературы. На основе этого библиотекарь может сделать вывод о направленности чтения, интересах и потребностях читателя, что служит исходным моментом для дальнейшей работы по руководству чтением.

Изучение читателей, по мнению Л.В. Белякова, – важнейшее условие успешной работы с ними.

Чрезвычайно весомый вклад принадлежит Л.В. Белякову в области теории и методики массовой работы с читателями. Изложим его основные положения.

Массовая работа библиотеки – это комплекс форм и методов пропаганды литературы. Большинство работ Л.В. Белякова посвящено одному из видов массовой работы – наглядной пропаганде. Очень много сил им было отдано работе, касающейся применению в библиотеках библиотечных плакатов.

В своих трудах он полно и конкретно говорит о трех видах агитации и пропаганды: устной, наглядной и печатной. При общности целей, ряда принципов, взаимодействия в практической работе устная, наглядная и печатная пропаганда литературы есть особые области массовой работы библиотеки, характеризующиеся своими специфическими особенностями.

Беляков говорит об очень важной особенности устной пропаганды – умении говорить. Конечно, важно выбрать тему, взять новые, интересные книги, но все же необходимо умение установления и поддержки контакта с аудиторией. Оно включает в себя умение дать слушателям разрядку, сокращение или развитие основных моментов выступления, поддержка контактов с аудиторией. Это требует знания материала и знания читателей. Эмоциональность воздействия и непосредственный контакт с аудиторией – важнейшие особенности устной пропаганды.

Наглядную пропаганду литературы Л.В. Беляков определяет как один из видов массовой работы библиотеки, заключающийся в активной рекомендации литературы по всем отраслям знания путем организации непосредственного показа самих произведений в зрительно воспринимаемых формах. Зрительное воздействие на читателей самих произведений печати имеет целью привлечь внимание читателей к рекомендованной литературе, а затем удержать, укрепить это внимание и побудить к чтению, помочь в раскрытии содержания книги. Показ книги только с внешней стороны не может служить достаточной рекомендацией. Нужно обеспечить для читателя возможность непосредственного знакомства с книгой, чтобы читатель мог подержать её в руках, бегло просмотреть текст, остановиться на иллюстрациях. Отсюда следует первое направление в наглядной пропаганде – непосредственный показ литературы читателю. Второе направление основано на рекомендации книги, главным образом, методами изобразительного искусства. Это воспринимается живее и быстрее, чем текст, изобразительный материал создает у читателя живое и яркое представление о книге. Таким образом, пропаганда книги, опирающаяся на наглядность, является наиболее убедительной формой пропаганды. Особенно велико её значение в массовых мероприятиях.

К печатной пропаганде Л.В. Беляков относит библиотечные каталоги, картотеки, рекомендательные библиографические указатели и списки, бюллетени и альбомы читательских отзывов. Существенно уступая устной и наглядной пропаганде в эмоциональном воздействии, формы печатной пропаганды позволяют охватить большой круг произведений печати. Каждое средство печатной пропаганды содержит первичную информацию – библиографическое описание, дающее исходные сведения о произведении печати. Именно это качество делает каталоги и картотеки важнейшим справочным пособием.

Очень интересно Л.В. Беляков говорит о книжной выставке. Отметим те рекомендации и положения, которые полностью сохраняют свое методическое значение. Книжная выставка, вошедшая в практику работы библиотек в середине XIX в., по праву считается наиболее распространенной формой пропаганды книги, неотъемлемой частью методики обслуживания читателей. Выставки применяются во всех библиотеках, они универсальны. В чем же причина такой популярности? Основным достоинством книжной выставки является то, что она дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с самим произведением печати. Ценность выставки для читателя определяется не только тем, что он получает зрительное впечатление от демонстрации книги, но имеет возможность подержать её в руках, посмотреть иллюстрации, предисловие, оглавление, а иногда и прочитать отдельные абзацы текста. Кроме того, с выставки читатель может сразу получить интересующее его произведение. Внутри фонда, на книжных полках читатель видит множество книг, и внимание его рассеивается, трудно не только выбрать, но и найти нужную книгу. На выставке книга повернута к читателю «лицом», это гораздо нагляднее и точнее информирует о содержании произведения. Второй отличительный признак выставки – во времени, вернее, ограниченность во времени. Целенаправленность – таков ее третий признак. Суммируя сказанное выше, Л.В. Беляков определяет книжную выставку как форму пропаганды лучших произведений из числа новинок или книг, связанных общей темой, путем их непосредственного показа читателям. Ему же принадлежит исчерпывающая классификация всех разновидностей выставок

Непосредственный показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, облегчает работу по обслуживанию читателей различных групп, помогает выявить их конкретные интересы. Но книжная выставка требует большой подготовительной работы, необходимо очень профессионально и творчески подходить к организации этого мероприятия. Задача библиотеки – своевременно отражать в выставочных экспозициях актуальные вопросы современности, важнейшие события международной и внутренней жизни, достижения науки и культуры, политические и хозяйственные кампании, памятные даты и юбилеи.

Необходимо на начальном этапе оформления книжной выставки уточнить тему. Состав читателей, уровень их подготовки, запросы и интересы – вот основной фактор, из которого исходит библиотекарь при уточнении границ избранной темы. Чтобы правильно ограничить проблему, библиотекарь не может полагаться только на собственные знания. Следует ознакомиться с энциклопедиями, справочниками, дающими представление о теме и её проблематике. Очень полезен для библиотекаря совет квалифицированного специалиста. Завершается работа точной формулировкой темы, что сразу же дает направление и облегчает поиски нужного материала.

В ещё большей степени облегчает работу по подбору литературы составление тематического плана выставки, в котором намечаются основные вопросы и определяется последовательность их освещения. Ценность выставки для читателя определяется тем, какая литература на ней представлена. Книги, экспонируемые на выставке, должны быть идейными, глубоко научными, высоко художественными. Иначе нет смысла выделять их из общей массы. Выявление литературы значительно упрощается при наличии новых библиографических пособий по теме выставки. Большую помощь библиотекарю оказывают методические разработки. Они содержат готовые планы выставок, указывают литературу и нужные иллюстрации применительно к условиям данной области или края.

После подбора литературы наступает завершающий этап –оформление выставки. Выставка должна производить интенсивное зрительное впечатление на читателя. Практически оформление выставки сводится к трем моментам: техническое оснащение, экспозиция литературы, применение и оформление текстов и иллюстраций. Сейчас основными компонентами хорошего оформления считаются: широкие современные витрины, дающие простор экспозиции и показывающие книгу на переднем плане, красочные иллюстрации, характеризующие основные моменты, яркие, выразительные заголовки. При оформлении выставки принимают участие разные работники: библиографы, сотрудники массового отдела или отдела обслуживания, художники. Им необходим согласованный до деталей тематико-экспозиционный план.

Значительно повышает эффективность выставки её связь с другими видами воздействия на читателей, беседой и обзором.

Кроме книжных выставок существует еще одна форма очень эффективного зрительного воздействия на восприятие читателей –библиотечный плакат. Очень подробно характеризует Беляков библиотечный плакат как неотъемлемую часть работы библиотек по обслуживанию читателей.

Анализ многочисленных плакатов как печатных, издаваемых областными библиотеками, так и оформленных библиотекарями массовых библиотек дает Л.В.Белякову основания для следующего вывода. Важнейшей причиной ослабления действенности библиотечного плаката является забвение специфики или непонимание её. Библиотечный плакат – одна из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды. В повседневной практике наших библиотек название «библиотечный плакат» во многих случаях относят ко всем наглядным формам» пропаганды книги и библиотеки. Библиотеки сплошь и рядом именуют плакатами объявления о различных мероприятиях, проводимых библиотекой, щиты с многочисленными иллюстрациями. А ведь библиотечный плакат представляет собой особый вид плаката, выделившийся и сложившийся в процессе почти полувекового применения в библиотеках. В силу этого ему присущи некоторые особенности. Если политический плакат непосредственно несет в массы какую-то конкретную политическую идею, то в библиотечном плакате пропагандируется книга, представляющая собой совокупность идей, мыслей и образов. Наряду с характеристикой темы и образным выражением идей в библиотечном плакате присутствует и характеристика конкретной книги. Плакат в какой-то мере подобен закрытой выставке. Изображенная на плакате обложка может дать читателю представление о внешнем виде книги, что, конечно, немаловажно, так как помогает читателю запомнить эту книгу, выделить её из аналогичных по тематике. В библиотечном плакате, как и в плакате политическом, центральное место занимает рисунок, и библиотечный плакат охарактеризован им как форма наглядной пропаганды книги средствами изобразительного искусства.

Библиотечный плакат предполагает активное вмешательство в характер и направление чтения. Читателю дается не только тщательно продуманный круг литературы для выбора, но и авторитетная оценка достоинств того или иного произведения. Однако эта помощь читателю в выборе книги не должна навязываться. Плакат должен заинтересовать читателя, привлечь его темой или конкретной книгой, ярким рисунков, свежей, оригинальной мыслью, дать сумму сведений о событии, заставить задуматься. Очень распространенным способом привлечения внимания служит показ в плакате обложки книги. Это правомерно, так как для читателя очень важно иметь представление о внешнем виде книги, но это не единственный и даже не всегда лучший способ. Далеко не каждая обложка достаточно выразительна.

Несомненным достоинством плаката является удобство применения. Он может быть вывешен на любом свободном пространстве. Хорошо сделанный плакат не только пропагандирует книги, но и служит в то же время важным средством воздействия на эстетические чувства посетителя. Монтаж сосредотачивает внимание читателя на ряде равноценных, самостоятельных рисунков. Задача монтажа – дать широкое полотно, отразить все стороны того или иного события, даты. Л.В. Беляков дает разработку методики, подготовку и оформление библиотечного плаката, исходя из его специфических целей.

В заключение отметим следующее. Говоря о Леониде Васильевиче Белякове, нужно отметить, что это был разносторонний человек, многое знавший и увлекавшийся очень многим Он был колоритен и как преподаватель, и как ученый, и как руководитель. Чрезвычайно плодотворна была его работа со студентами, и не только организаторская, административная, но и научная.

Л.В. Беляков поднялся на высшие ступени библиотечной науки, глубоко осмыслил проблемы, стоявшие в библиотековедении. Он внес уникальный, неповторимый вклад в теорию обслуживания читателей. Все его работы оригинальны, отличаются логичностью построения, свободой и простотой стиля, максимально приближены к проблемам работы с читателями. Они не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Найдут они широкое применение и в отдаленном будущем. Вот почему в год 70-летия со дня рождения правомерно поставить вопрос об издании сборника наиболее важных его трудов.

(Публикация подготовлена к печати Скворцовым В.В.)

Hosted by uCoz