Алтухова Г.А.

ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЯКОВ – УЧЕНЫЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Для построения и реализации любого учебного курса в вузе важны лидеры научного направления, которые своим авторитетом, научной и педагогической деятельностью обеспечивают основы курса, создают его научно-методическую базу. Обладая уникальными и разносторонними знаниями и эффективными методами их передачи студентам, богатым опытом и мастерством не только ученого-исследователя, но и педагога-воспитателя, а к тому же сильной, целеустремленной волей и даром предвидения, они не только досконально знают историю курса, но и способны достоверно определить его будущее, т.е. тенденции дальнейшей разработки и совершенствования. Именно такие лидеры определяют место курса в системе обучения библиотечных специалистов. Если курс имеет таких лидеров, он занимает почетное место в системе дисциплин на многие и многие годы, позволяет поколениям, пришедшим им на смену, работать в комфортных условиях методического обеспечения, уважения к предмету, способствуют его прочному укоренению в учебных планах вуза.

К таким выдающимся ученым-педагогам всегда будут относить Леонида Васильевича Белякова. Он был ведущим преподавателем курса “Работа с читателями” и пользовался общепризнанным авторитетом в разработке этой крайне важной для библиотечных наук проблемы.

Его учебное пособие “Массовая работа библиотеки”, изданное в 1973 г. в МГИК, “стоит” многих учебников, поскольку в нем сконцентрирована суть обслуживания читателей в библиотеке. О массовой работе библиотеки писало немало ученых, но так отразить суть этой библиотечной деятельности, раскрыть самоценное содержание методики массовой работы, обогатить ее конкретными рекомендациями, тесно связать теорию с практикой не удалось, по моему мнению, ни одному исследователю. Когда я читаю студентам раздел “Массовая работа библиотеки”, то прежде всего рекомендую им работы Л.В. Белякова, и заостряю внимание на этом учебном пособии, подчеркивая, что оно относится к тем работам ученых, которые не подвластны времени и являются “драгоценными камнями” в “короне” нашей науки.

Леонид Васильевич справедливо отмечал, что массовая работа библиотеки является важнейшей составной частью процесса обслуживания читателей. И если сегодня делаются попытки принизить роль массовой работы, сократить лекционные часы на преподавание столь важной темы, то это нельзя расценить иначе, как большую стратегическую ошибку, поскольку как бы ни развивались электронные технологии, суть работы массовой библиотеки будет заключаться прежде всего в ее традиционных формах работы с читателями, в их совершенствовании.

В этом плане разработки Леонида Васильевича в области классификации видов массовой работы: книжных выставок (методики их подготовки проведения и оформления, учета эффективности и т.д.), форм массового обсуждения литературных произведений (устных библиографических обзоров, читательских конференций, комплексных мероприятий массового характера и др.) и сегодня являются ценнейшим материалом для их практического применения и дальнейшего научного изучения. Его научное наследие, как и наследие Н.А. Рубакина, Н.А. Корфа, Л.Б. Хавкиной, Х.Д. Алчевской и многих других библиотековедов, еще ждет своих преемников, исследователей, которые обстоятельно изучат это наследие и найдут ему достойное применение в современной работе библиотек с читателем, в диалоговом общении с ним.

Годы, когда Леонид Васильевич работал в нашем университете, были непростыми. Впрочем, когда они были простыми в учреждении культуры? Я пришла в Московский государственный институт культуры в январе 1971 г. на должность ученого секретаря института и сразу оказалась в гуще бурной жизни института. Он занимал должность декана библиотечного факультета. Талантливый руководитель, он не был любимцем руководства института и немало потерпел, так же как и другие принципиальные ученые, от зависти и самоуправства приближенных к руководству. Хотя сам ректор института – Коровин Ф.И. был сильной личностью, “хозяином” в хорошем смысле слова, субъективным, но заинтересованным в судьбах людей руководителем, простым и доступным для подчиненных. Показательно в этом смысле то, что на первом этаже института находилась столовая, в которой встречались за одним столом и ректор, и декан, и рядовой преподаватель. Такая “семейная” обстановка давала возможность решить многие конфликтные вопросы, выяснить недоразумения, отвести наветы в непосредственной беседе с ректором.

Леонида Васильевича Белякова коллеги и студенты любили за строгость и справедливость. Около его кабинета, двери которого были всегда открыты, я никогда не видела скопления студентов. Все вопросы решались оперативно и доброжелательно. Не было в декане и его секретариате заносчивости, административной надменности, высокомерных командных нот, которыми порой грешат даже лаборанты деканатов. Студенты уважали Леонида Васильевича и как декана, и как яркого преподавателя. И еще было в нем что-то мальчишеское, задорное, живое, непосредственное, что, конечно, передавалось студентам и влекло их в нему. Они верили своему декану, знали, что найдут у него понимание и справедливое решение наболевших вопросов.

Леонид Васильевич Беляков остался в нашей памяти и в нашей профессии не только блестящим ученым, педагогом, руководителем, но яркой, незаурядной личностью. В чем заключалась эта яркость и индивидуальность? Почему и сегодня мы вспоминаем о нем с теплотой и душевностью?

Он был красивым русской красотой человеком: среднего роста, голубоглаз, всегда со вкусом одет, аккуратен. Запомнился его взгляд – мягкий, думающий, понимающий и сострадающий, взгляд интеллигентного человека. Он прожил нелегкую жизнь и как истинный интеллигент понимал беды других и всегда был готов придти на помощь при необходимости.

Дело Леонида Васильевича продолжается, живет в работе Тамары Александровны Барковой – супруги и матери его детей. Тамара Александровна – душа кафедры библиотековедения. Для меня она строгий моральный судья: являясь высокоэрудированным, добросовестным, честным и талантливым преподавателем, она для всех членов кафедры библиотековедения – высокий эталон педагога и порядочного человека. Работая вместе с ней нельзя не стремиться держать высокую планку, заданную Леонидом Васильевичем Беляковым. Всегда приходится соизмерять уровень, заданный Леонидом Васильевичем, Тамарой Александровной, со своей преподавательской деятельностью, своим отношением к предмету, своим вкладом в сохранение традиций курса «Библиотечное обслуживание».

Проходит время, все мы оставляем свой след в истории коллектива: кто-то – яркий, запоминающийся, о ком-то память быстро стирается, сливается в единое общее впечатление о коллективе учреждения. Лишь немногие имена остаются в «короне» учреждения, являясь эталоном чести и достоинства профессии. И пока профессия живет, они незабываемы, будоражат память, наполняют сердце гордостью и благодарностью за оставленное научное наследие, которое помогает жить, работать, развивать науку и продолжать, развивать их славные дела. К таким выдающимся библиотековедам и относится Леонид Васильевич Беляков.

Hosted by uCoz